Все, мне предназначенное, – я совершу…
Документальный фильм, посвященный саратовскому периоду жизни Петра Столыпина, выпустила ГТРК « Саратов ». Генеральный продюсер ленты – Андрей Россошанский, презентация с большим успехом прошла в рамках Всероссийского телеконкурса «Мир права».
Накануне трагической даты –14 сентября 1911 года премьер-министр России Петр Аркадьевич Столыпин был смертельно ранен – корреспондент «НО» встретился с автором сценария фильма Анной ХОВАЙКО и режиссером Мариной СЕЛИВАНОВОЙ.
– Мы с Мариной работали над дорогим для нас фильмом о хирурге Василии Разумовском, в Радищевском музее нам нужны были виды старого Саратова, – рассказывает Анна Ховайко. – И там мы случайно узнали о даре семьи Столыпиных. О шинели и подлинном кресле из киевского театра в краеведческом музее знают многие. Гораздо меньше известно о том, что в 1900 году, когда Петр Аркадьевич еще и не помышлял о Саратове (а в Саратов он не хотел ехать ни в какую, даже продал все свои земли в губернии), его младший брат Александр, петербургский житель, прислал в провинциальный художественный музей письмо: не соблаговолите ли вы принять коллекцию? Это было графическое собрание отца Аркадия Дмитриевича, бывшего коменданта Московского Кремля, и так он распорядился в завещании.
Дар бесценный: около тысячи листов, в том числе Рембрандта и Дюрера. Столыпинская коллекция стала основой собрания графики Радищевского музея. А ведь имения у Столыпиных были разбросаны по всей России, и Петербург бы не отказался от такого подарка, но повезло Саратову.
По словам автора сценария, сейчас она биографию Столыпина знает лучше своей. Но сюжетным толчком к фильму стала именно эта история. Плюс год назад вспомнилась дата: в апреле 2011 года 105 лет, как завершилось саратовское губернаторство Столыпина.
В 1903 году власти наверху посчитали Петра Аркадьевича «подходящим для такой трудной губернии», и, став одним из самых молодых губернаторов России, в 41 год он заступил на должность.
– Для меня было очень важно выстроить эту линию: человек не хотел ехать в чуждое ему место, несмотря на то что тут жили родственники. Он был западного настроя, но при этом написал: «Все, мне предназначенное, – я совершу…», – говорит Анна Ховайко. – Столыпин был человеком долга, саратовский период возник в его жизни, по моему разумению, через сопротивление. Ему дали государственное задание, и он не мог отказаться.
Работая над фильмом, телевизионщики обращались к саратовским ученым, в архивы, музеи, культурный центр Столыпина. На обложке диска подчеркнуто: особая благодарность – Сергею Наумову и Дмитрию Аяцкову. Кстати, настоящий фанат Столыпина, нынешний ректор ПАГС работу наших документалистов оценил эмоционально: «Классное кино!».
Областной архив помог с фактами, связанными с репинским портретом Столыпина, и дал материалы для кадров «документально подтверждено», очень убедительно звучащих в общем контексте ленты. Объемной и человечной делают историю саратовского губернатора и цитаты из книги воспоминаний его дочери Марии Бок.
Авторы вообще продемонстрировали высший пилотаж: умение соединить фактологическую точность, архивные документы и при этом сохранить живой, заинтересованный взгляд на героя.
Например, когда снимали интервью с доцентом СГАУ Артуром Пиреевым, он остановился на теме противостояния Столыпина с либералами и рассказал: лидером саратовских либералов того времени был помещик Львов, активный противник Столыпина. Либералы, как водится, играли в панибратские отношения с народными массами. Но, когда эти народные массы, которых надо было просвещать, уважать и принимать как равных, начали жечь помещичьи имения, Львов обратился к кому? К жесткому губернатору Столыпину. И тот, не помня зла, его имение спас. Позже Петр Аркадьевич получил именной адрес в благодарность. А когда его из Саратова провожали, по воспоминаниям современников, губернские чиновники чуть не рыдали.
Очень важно, повторяют создатели фильма, чтобы в юбилейном потоке не утонула личность.
– Конечно, раньше и мое представление о Столыпине основывалось на уроках советской школы: душитель, боролся с революционными настроениями и тому подобное, – признается режиссер Марина Селиванова. – Сейчас на этого человека я стала смотреть совсем по-другому. В процессе работы мы набрали столько материала, что уже можно было бы снимать вторую серию. Понятно, какие ответвления можно было бы сделать. Правда, есть проблема в визуальном ряде: очень мало фотографий Столыпина сохранилось, и все они хорошо известны, много раз опубликованы.
Только снаружи можно было снимать для фильма здания в Саратове, связанные с легендарным именем: губернаторский особняк, дом купца Образцова, особняк Тилло. Надо ли повторять, что в этих исторических домах внутри и как они сегодня выглядят снаружи?
Дом на Московской, 31, в течение тридцати лет был резиденцией всех саратовских губернаторов. И вначале почти полгода Столыпин жил там. Но жене и пяти дочерям (а позже именно в Саратове родился и долгожданный сын) там было бы тесно. Поэтому Петр Аркадьевич купил особняк на Вольской, сделал там ремонт, провел электричество. Правда, жена электричеству противилась, использовала керосиновые лампы.
– Все в одном человеке умещается: жесткий Столыпин, который принимает жесткие решения, абсолютно мужской характер – и при этом какие письма он писал жене, семье! – рассказывает Анна Ховайко. – И там же замечательные мелкие подробности быта: когда у губернатора уезжала жена, он оставался на холостяцком положении, один в доме. Губернатор, дворянин, богатый человек. Ему как должностному лицу надо угостить обедом важную личность. И он пишет жене: «Я не знал, что продукты так дороги, обед нам встал в пятнадцать рублей. Как же ты управляешься с хозяйством?». А дочь его писала: «Полчаса отдыха после обеда и полчаса за семейным ужином – и все. Остальное время он работал».
Документалисты ГТРК «Саратов» первые и пока единственные обратились именно к саратовскому периоду жизни Столыпина, к трем годам, ставшим трамплином к его петербургской карьере. «Для меня очень дорог этот фильм, – повторяет Анна Ховайко. – И то, что он получился, – это работа всей нашей команды единомышленников: режиссера Марины Селивановой, оператора Евгения Крылова, гения компьютерного монтажа Олега Конюхова. Мы делали это кино, не имея лишних денег, но действительно с удовольствием и с огромным интересом и уважением к нашему герою».
Фильм уже могли увидеть зрители саратовских программ телеканалов «Россия 1» и «Россия 24». В планах Андрея Россошанского добиться показа ленты на федеральных каналах. В месяцы юбилейных торжеств эта достойная работа непременно будет востребованна.
По материалам газеты «Неделя области» № 49 (608) от 14 сентября 2011 г.