Людмила Бокова: Грамотность во всех ее проявлениях должна быть образом жизни каждого жителя страны
«Я считаю, что день грамотности должен быть особенным для России. Но, к сожалению, в нашей стране он широко не отмечается. Сегодня со своими учениками я обязательно проведу классный час, посвященный этой теме. Мы будем обсуждать грамотность в разных ее сферах. Это понятие достаточно емкое: есть грамотность лингвистическая, правовая, историческая.
На мой взгляд, сейчас наиболее актуален вопрос исторической грамотности. Мы живем в мире когда альтернативных учебников много. И порой сложно выбрать какой-то один из них. В некоторых учебниках свое видение, своя позиция, свои точки зрения по некоторым вопросам. Поэтому многое зависит от учителя от его грамотности. Какой учебник он выберет, с тем он и пойдет в класс, с тем он и будет формировать у учащихся их историческую грамотность. Вполне официальных взглядов на историю сейчас много. Кто-то согласен с тем, что коллективизация и индустриализация дали мощны толчок для развития общества, но никто при этом не задумывается о том, какими жертвами это все было создано, какими методами и средствами. Поэтому иногда перегибают палку значимости некоторых исторических процессов. Скажу больше мы сейчас занимаемся по учебникам в которых есть исторические ошибки. Исторические факты должны все-таки соответствовать действительности. Конкретные примеры, в одном из учебников была ошибочно выставлена дата коллективизации, в другом дата вступления Советского Союза в войну с Японией. И эти даты потом с искажением пошли в пособия для подготовки к экзаменам. Если ребенок назовет эти даты на настоящем экзамене – ему сочтут это за ошибку. Это тоже недопустимо. Работа по устранению ошибок в учебниках сейчас идет. Ежегодно саратовский институт повышения квалификации педагогов проводит конкурсы по выявлению ошибок. Затем учителя связываются с издателями, чтобы те устранили неточности.
Не менее важным считаю и вопрос повышения правовой грамотности. У нас зачастую многие думают, что «закон, как дышло — куда повернул то и вышло». Вот такого быть не должно. Закон должен быть законом. Он должен быть объективным, разумным и одинаковым для всех. И очень хорошо, что сейчас законы обсуждаются с народом. Тот же закон об образовании или о полиции. Они широкого обсуждения. Каждый мог внести свою поправку. В этом случае закон, действительно, становится объективным. Так как он учитывает интересы всех категорий граждан. У населения, к сожалению, сейчас правовая грамотность отсутствует. Почему? Потому, что раньше такого предмета в школах не было. Сейчас в учебных заведениях преподают правоведение. Но плохо что за юридические консультации часто приходиться платить . Я считаю, что профессиональная юридическая помощь должна быть доступной. Было бы не плохо, если бы студенты оказывали юридические консультации бесплатно и так практиковались. Такую практику сейчас уже использует ПАГС.
Я думаю, что грамотность во всех ее проявлениях должна быть образом жизни каждого жителя страны».