Зачем платить больше?
Оказывается, незнание законов не только не освобождает от ответственности, но порой еще и заставляет выкидывать деньги на ветер.
Ведь как бывает у нас? Выставили жильцам счета за потребляемые горячую, холодную воду и тепло — те послушно оплатили. Но мало кто догадывается, что же на самом деле скрывается за этими ровными столбиками цифр, напечатанных на квитанциях, которые в итоге превращаются в звонкие монеты и, увы, не в наших карманах. Почему так происходит? Именно этим вопросом задались в проекте «Управдом» правоведы, активисты под руководством депутата облдумы Павла Большеданова. Так, 15 сентября они собрались вместе с представителями управляющих компаний обсудить насущные дела.
Юристы проекта «Управдом» поднаторели отстаивать интересы жильцов в судебных заседаниях, доказывая незаконность увеличения монополистами тарифов на сумму НДС в течение последних двух лет. По Жилищному кодексу коммунальные услуги эти налогом не облагаются. Однако многие управляющие компании с легкостью «забывают» об этом существенном моменте, и как итог жильцы переплачивают.
— Например, если государство устанавливает фиксированную цену на хлеб в размере 10 рублей за булку, почему же ловкий предприниматель, обходя закон, продает её по цене за 12 рублей? Такая ситуация сложилась сейчас именно у нас, в сфере предоставления услуг ЖКХ, — горячо борется за права честных налогоплательщиков юрист Никита Стрижак.
По его словам, уже имеется масса исков, выставленных против управляющих компаний, по которым суды дают положительные решения в пользу жильцов. На днях Двенадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел дело между организацией, представляющей услуги ЖКХ, и управляющей компанией о взыскании с последней задолжности в размере 18% .
Но ни один из приглашенных представителей ТСЖ и ЖСК не выразил поддержки энтузиазму юриста. Пояснив, что против них еще никто не подавал исков.
— Мы интересовались, есть ли что-либо подобное в столице, и нам ответили, что ничего такого нет, — заявил собравшимся председатель одного из саратовских ТСЖ Юрий Лешко. — Там никто не старается ничего отсудить у ТСЖ.
Возврат денег как таковой не может начаться спонтанно, для этого должна быть создана инициативная группа жильцов, собраны необходимые документы, нанят юрист, отстаивающий их интересы в суде и так далее и тому подобное. Многие саратовцы не решаются влезать в эти долгие разбирательства.
— Наверное, никто не обращается, потому что скоро начало отопительного сезона, — пошутил Николай Якимов, председатель «Союза ЖСК» города Саратова.
Но с ним в корне оказался не согласен Павел Большеданов. Он пояснил, что лично знает о победе юристов над организацией «Газпром». Тогда также шла речь о 14% процентах надбавок в тарифах. Алгоритм принятия этих тарифов оказался уже изначально с изъяном и отнюдь не в убыток монополистам. Несмотря на большое имя и известность компании, правоведам удалось доказать свою правоту, имея на руках Жилищный кодекс.
— Закон есть закон. Все в его рамках. Как итог Верховный суд РФ учел наши доводы, а приблизительно 600-700 миллионов рублей стали нашей реальной победой, — пояснил облдеп.
Такие деньги, согласитесь, на дороге не валяются, а вот организации-монополисты умудряются делать их из воздуха, причем достают из карманов простых граждан, несведущих в юридических тонкостях, не знакомых с Жилищным кодексом и по старинке верящих в честность «хозяйственников».
В Саратове из 793 организаций, предоставляющих услуги ЖКХ населению, лишь самый небольшой процент чистоплотны в финансах и чисты со всех сторон.
— Многие сознательно уничтожают документацию, ведь влиться в общий поток, будучи бесхозной управляющей компанией, гораздо легче, чем с кучей долгов, — говорят правоведы.
А то, что люди месяцами сидят без горячей воды, уже никого не удивляет. Например, на улице Азина в Заводском районе ее нет уже как третий месяц. Там до сих пор проводится перекладка труб.
— По закону все работы должны длиться лишь от 15 до 20 дней, — говорит замглавы администрации Саратова Валерий Васильев — Мы хотим извиниться перед жителями Саратова. Населению необходимо обращаться в ТСЖ с просьбой решить их проблемы.
Вот вам и замкнутый круг.
Жильцы не могут получить качественных услуг, тарифы на предоставленное им тепло, горячую и холодную воду часто завышаются, а управляющие компании, избранные саратовцами и призванные отстаивать их интересы в «коммуналке», часто паразитируют на населении.
Газета «Провинциальный телеграф» от 20.09.11 №37 (369)